2015 год, определенно, выйдет весьма интересным. Совершенно неизвестно, как изменится (и изменится ли вообще?) рынок в связи с нестабильной экономической ситуацией, однако, конечно, интернет полнится прогнозами. Давайте разберемся с основными тенденциями, которые прочат в 2015 году на рынке операторов связи сами же операторы.

Брендированные смартфоны
Оператор Мегафон предполагает, что несмотря на рост курса доллара и, соответственно увеличение цен на смартфоны, ассортимент гаджетов на российском рынке не только не сократится, а напротив, продолжит развиваться обычными темпами. Тенденция перехода от кнопочных смартфонов к сенсорным также будет сохраняться (удивительно, но в настоящий момент более 50% российских пользователей используют кнопочные телефоны).
Настоящими хитами продаж в 2015 году станут бюджетные смартфоны. Впрочем, рост популярности доступных девайсов был отмечен еще в 2013 году. Конечно, существенно вырастет спрос на брендированные смартфоны операторов, которые выпускают сегодня все члены "большой тройки". Плюс этих бюджетных девайсов в том, что к ним обычно прилагается еще и выгодный контракт связи.
В тот момент, пока те, кто ограничен в средствах будут скупать бюджетные смартфоны, те, то побогаче станут приобретать девайсы с LTE-модулями. Стандарты связи развиваются, в крупных регионах России LTE-сети уже работают весьма неплохо, и, конечно, желающих потестить ее будет предостаточно. Впрочем, LTE-девайсы в скором времени появятся и в бюджетном сегменте.
Билайн и МТС также отмечают, что обратили внимание на тенденцию роста популярности предложений брендированный смартфон+контракт связи. "В прошлом году мы запустили ряд акционных предложений, в которых фигурировали различные Билайн-девайсы. Эти акции прошли очень успешно. Смартфоны Смарт, Смарт 2 и Смарт 3, а также планшеты Билайн Таб и Таб 2 в первый же месяц акции заняли лидирующие позиции в списке продаж, а затем стали настоящими хитами, обогнав даже флагманы, которые пользуются огромным спросом. Такой высокий спрос обеспечен в первую очередь низкой ценой, стоимость комплекта не превышала 3000 рублей. Показатели продаж других операторских устройств тоже продемонстрировали рост, с чем согласны и специалисты J’son & Partners Consulting, согласно статистическим данным этого агентства брендированные смартфоны заняли 11% рынка в прошедшем году" – рассказывают представители Билайн.
Конечно, в следующем году все операторы, понимая очевидный прогресс, станут расширять линейки брендированных устройств и создавать новые выгодные предложения.
Про LTE
В 2013 году LTE от МТС было реализовано в 14 регионах, в 2014 цифра достигла 76. В 2015 году МТС обещает покрыть LTE-сетью все регионы России.
В конце 2014 года МТС и Билайн заключили партнерство по совместному планированию, развитию и эксплуатации LTE-сетей, которое в частности предполагает, что в 2014-2016 годах операторы общими усилиями построят базовые станции в 17 регионах России. В общем, соглашение рассчитано на 7 лет, и в нем обозначены условия совместного использования общих базовых станций, площадок и инфраструктуры, которые будут построены в этих 17 регионах. При этом дополнительно оговорено, что операторы могут в течение этого времени строить и индивидуальные базовые станции и инфраструктуру.
При этом, важно отметить, МТС позаботился о том, чтобы уменьшить влияние колебаний курса на объем инвестиций, выплатив часть авансовых платежей за 2015 год еще в третьем квартале 2014. Таким образом, обещает оператор, развитие сетей замедленно не будет.
GSM и 3G
Развитие LTE-стандарта – это, конечно, прекрасно, однако никто не отменял того факта, что и "старым-добрым" стандартам стоит уделять внимание, поскольку откровенно говоря, LTE-сеть – это пока привилегия крупных регионов. Впрочем, оказавшись на федеральной трассе, прилегающей к этим самым регионам, с трудом будет ловится не то что LTE, а даже 3G.
Итак, что нас ждет на этом фронте?
"Проявляя заботу о каждом абоненте, в том числе и тех, чей телефон поддерживает только 2G и 3G-стандарты, мы кропотливо следим за качеством связи в этих сетях и не собираемся останавливаться в развитии" – отмечает представитель Билайн.
"Сети 2G и 3G-стандарта покрывают почти 100% территории страны. Конечно, несмотря на введение LTE, мы должны поддерживать и модернизировать эти сети. В 2014 году в ходе модернизации 80% базовых станций снабдили возможностью поддержки передачи данных по протоколу, обеспечивающему максимальную скорость обмена данными – 42 Мбит/с. Прочие станции работают по протоколу HSPA+ и выдают 21 Мбит/с" – рассказывают в МТС.
Повышение спроса на опции мобильной связи
Несмотря на экономический спад, операторы с уверенностью заявляют – спрос на опции мобильной связи не только не сократится, а, напротив, будет расти.
"В 2015 году мобильный интернет-трафик продолжит рост. В третьем квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом в 2013 году был зафиксирован рост мобильного трафика на 62%, а в сети LTE в Москве трафик увеличился в 13 раз" – рассказывает МТС.
"Мы запустили 3G и 4G сеть и ждем ощутимого повышения интернет-трафика. Данное событие уже повлияло на уровень потребления опций Теле2 по всей стране. Спустя всего лишь месяц после запуска сетей, суточный трафик увеличился на 50%" – отмечает Теле2.
Цены на опции связи
Комментарии операторов относительно повышения цен на опции связи пока очень осторожны, формулировки подбираются старательно и используются расплывчатые фразы.
"Дать какой-то официальный прогноз с учетом нынешней ситуации очень сложно. Ситуация меняется очень быстро и мы, конечно, учитываем ее в своих действиях" – комментирует оператор Билайн.
Впрочем, несмотря на расплывчатость формулировок, ясно, операторы пытаются сказать, что работать себе в убыток они не собираются и их нужно понять. С другой стороны, Билайн обещает, что цены на тарифную линейку "Все" в течение года не изменятся и это, конечно, уже что-то. Особенно если учесть, что МТС ситуацию относительно повышения цен вообще не комментирует, а Теле2 говорит то, что и так известно: "Наша политика останется прежней – мы будем сохранять ценовой разрыв с конкурентами и предлагать понятные и простые тарифы".

Новые опции
В 2015 году операторы обещают новые уникальные опции, так, например, Билайн обещает развивать услуги родительского контроля, а МТС запустить опции спутникового ТВ. Впрочем, есть мнение, что "лихорадка" дополнительных услуг – это всего лишь попытка операторов задержать абонентов, которые при повышению цен могут сбежать к тому же Теле2, который обещает сохратить разницу. MNP отменило мобильное "рабство" и позволило клиентам переходить от оператора к оператору не меняя номер, так что "побег" клиенту ничем не аукнется.
Новые сервисы
Отдельной строкой идет развитие сервисов, позволяющих клиентам самостоятельно управлять своим тарифом и дополнительными услугами. Очередной шаг в данном направлении сделал на днях Билайн, сообщив, что приложение "Мой Билайн" теперь доступно и для абонентов, использующий девайс на Windows Phone.
МТС сегодня занимается разработкой собственного мессенджера, а вот создавать нечто подобное приложению "Мой Билайн" не собирается. Оператор предполагает, что существующих каналов коммуникаций (служба поддержки, USSD-команды, личный кабинет) вполне достаточно.