Список всех статей
Этот человек наверняка известен каждому из нас. Именно ему мы обязаны тем, что сегодня используем телефонную связь и почту, ездим на поездах и слушаем музыку. Он один из родоначальников электроники, великий изобретатель и удивительно удачливый бизнесмен. Всё, чего не касался ум и этого изобретателя, обретало жизнь и непременно получало общественное признание. Чего только стоит один тот факт, что за свою жизнь наш герой сумел запатентовать 1093 изобретения, а по неофициальной информации его руке принадлежит около трёх тысяч различных патентов.
Наконец пора раскрыть карты и рассказать, кто же такой этот гений, внесший такой огромный вклад в развитие к развитию науки XIX и XX в. Герой этой статьи великий талантливый и успешный американец Томас Алва Эдисон. Но начнём по порядку, с того момента, когда любимец таблоидов и денежный магнат был всего лишь сообразительным и озорным мальчишкой.
Первые шаги
Вернёмся в 1847 год. Именно в этом году, в холодном феврале, в семье политического эмигранта из Канады и его жены родился седьмой ребёнок, получивший при рождении имя Томас. Родители Томаса обосновались вдали от прогресса, в сельской части штата Огайо. У Томаса было шесть старших братьев и сестёр, трое из которых так и не дожили до десяти лет. У Эдисона-старшего не было большого дохода: в разное время он пробовал заниматься торговлей деревом, разведением скота, держал ткацкую лавочку и даже проводил махинации с землей.
Бизнес шел неважно, семья жила небогато. С детства Томас Алва был предоставлен сам себе: он сам мастерил себе игрушки и много читал. Знаменитый изобретатель не получил никакого образования. Его знакомство со школой закончилось всего через несколько месяцев после начала обучения. За плохое поведение и неусидчивость ребёнок получил от учителя прозвище «бестолочь» и родители со скандалом перевели его на домашнее обучение. Дома воспитанием и образованием Томаса занималась его мать, которая всегда верила в способности своего ребенка. И её надежды оправдались: в десять лет младший Эдисон завёл список своих изобретений, в которых была маленькая лесопилка и игрушечная железная дорога.
Примерно в это же время Эдисон приступил к самостоятельным заработкам. Не думайте, что он нуждался в этом - родственники не скупились и всегда щедро дарили Томасу деньги на мелкие нужды, но ему этого было мало: изобретения требовали финансовых вложений. И десятилетний Эдисон начал торговать газетами. Работники местной железнодорожной станции могли только удивляться, как шустро мальчишка бегает по проезжему поезду. Они ласково назвали его "козлёнком".
"Козлёнок" быстро понял, что газеты - товар скоропортящийся и одними криками о свежих новостях нельзя заработать достаточно. Случай начать новое дело не заставил себя ждать.
Эдисон-издатель
Шёл 1862 год. В США бушевала гражданская война. Однажды Томас случайно подслушал разговор толпы мужчин, обсуждавших последние новости о сражении, и его осенило. Пулей мальчик бросился на вокзал, где за бесплатный номер газеты попросил телеграфиста передать сообщение о битве на все ближайшие станции. Затем он взял у своего издателя в кредит тысячу газет с горячим репортажем с места сражения и поехал зарабатывать свой первый капитал. К радости Эдисона, уже на первой станции, куда он прибыл, ему удалось продать более 30 газет, в то время как обычно он продавал не более пяти экземпляров. Дальше, больше. На другой станции Том поднял стоимость газет в 2,5 раза, но они расходились как горячие пирожки. За день работы он получил около 200 долларов прибыли и смог расплатиться не только с издателем, но и получить большой по меркам того времени доход в собственный карман.
Юный гений не тратил свои деньги на безделушки - на вырученные средства он приобрёл старый печатный станок, починил его и установил в багажном отделении одного из паровозов. В этом же вагоне он открыл крохотную лавочку с мелкими товарами и оборудовал фотолабораторию. Так Томас Эдисон стал издателем собственной газеты. Он продавал людям последние известия о боевых действиях, стоимости продуктов и случаях в поездах на станциях Детроид-Гурон. Со временем тираж его газеты дошёл до 400 экземпляров в день! Эдисона ждала судьба газетного магната, но она была ему не по вкусу.
Счастливый случай
Жарким летом 1863 года молодой юноша Томас Эдисон бежал по станции с пачкой свежих газет и неожиданно увидел отцепившийся вагон поезда, который катился по запасному пути прямо на ребенка, игравшего неподалёку. Чудом Томасу удалось спасли малыша, который оказался сыном начальника станции. В благодарность за спасение любимого сына отец ребёнка предложил Эдисону должность ученика телеграфиста. В то время такой шанс выпадал не многим, и изобретатель без сомнений согласился на предложение. К слову сказать, в XIX в. работа телеграфиста была очень престижна.
Не прошло и года, как Эдисон стал лучшим телеграфистом страны. Обладая феноменальной памятью, он дословно запоминал сотни телеграмм и печатал их со скоростью 55 слов в минуту. Также он усовершенствовал саму систему передачи сообщений, чем значительно облегчил свою работу. Слава Томаса опережала его на тысячи километров, и перспективным юношей заинтересовалась большая компания Western Union. Вскоре он стал работать на неё. После первого года службы ежемесячный доход Томаса составлял 125 долларов. По тем временам это была очень приличная сумма, особенно для мальчика без образования. Но Эдисон искал для себя другой жизни. Он мечтал не только зарабатывать, но и изобретать.
Уроки жизни
Удивительно, но фактически Тома Алва Эдисон не изобрёл ничего нового. Это не он стал создателем телефона и телеграфа, но зато этот человек значительно улучшил технику, так сказать, сделал её потребительски значимой. Тем самым, Эдисон сумел снять «сливки» со многих фундаментальных открытий. Естественно, сделал это он вполне заслуженно. Любимой фразой господина Эдисона были слова: «Если мне в руки попадается что-то, то я сразу же ищу способ это усовершенствовать».
Один из своих главных уроков Эдисон получил в 1868 году в Вашингтоне. 22-летний изобретатель увидел, как подсчитывают голоса в конгрессе, и придумал специальную электронную машину для подсчета голосов. В надежде покорить "денежную столицу" он бросил свою работу в Western Union. Здесь он добился встречи с парламентариями, но она окончилась разочарованием. Председатель парламента назвал машину Томаса «самым бесполезным изобретением». Позже Эдисон сформировал свой принцип - «изобретать лишь то, на что есть спрос».
Зато изобретение Эдисона нашло своё применение на бирже. Здесь всё менялось за секунды, и финансисты были крайне заинтересованы проектом молодого дарования. Весной 1869 года он пришёл к президенту компании Gold & Stock Telegraph Company и рассказал о своём творении, позже получившем название тиккер. Тогдашний руководитель Маршал Леффертс спросил Томаса о цене его работы. Эдисон мечтал заработать хотя бы 5 тысяч, но смутившись, попросил заказчика самому назначить цену. И он не прогадал: Леффертс выписал ему чек на 40 тысяч долларов. Это был успех! В будущем Эдисон скажет, что получив чек, он чуть не лишился сознания.
Эдисон-предприниматель
Дела изобретателя пошли в гору. Он создал свой бизнес по производству и ремонту тиккеров, основал собственную компанию Pope, Edison & Co и запатентовал новые изобретения, например, новый телеграф и прообраз современного электронного пера. В этом же году Эдисон женился, впоследствии став отцом шестерых детей. А в 1876 году открыл собственную лабораторию в Нью-Джерси, оттуда изобретения Эдисона стали выходить в немыслимом количестве. Спустя три года о маленькой «фабрике изобретений» знала вся Америка.
В 1877 году работник Эдисона получил от него чертёж неизвестного ранее прибора и 18 долларов в качестве вознаграждения. Механик знал, что его хозяин не любит медлить, и спустя всего 30 часов работы, он представил Эдисону готовое изобретение. Так на свет появился фонограф. Испытания новинки были произведены немедленно, и когда среди шипения Эдисон и его сотрудники смогли различить звук записанного голоса человека, они были поражены.
Первым делом предприниматель запатентовал своё создание и затем отправился в газету Scientific American, чтобы показать своё детище. Что и говорить, на следующий день первые полосы СМИ были заполнены информацией об изобретении фонографа и его авторе. В лабораторию Эдисона Менло-Парк хлынули толпы любопытных. Желающих посетить мастерскую было так много, что руководству железной дороги пришлось пустить дополнительные составы поездов. За небольшую плату, каждый посетитель лаборатории мог записать валик с собственным голосом. На этих экскурсиях Эдисон заработал столько, что смог поставить фонограф «на конвейер», и к тому же, создал для него рынок сбыта.
Каждый год Эдисон получал по несколько сот тысяч долларов дохода. Но ещё больше прибыли фонограф давал пиратским компаниям. С 1885 года Эдисон регулярно становился участником судебных разбирательств. На защиту своих патентов ему пришлось потратить немало средств.
Да будет свет!
Настоящим фурором для Эдисона стало изобретение лампы накаливания, которая перевернула жизнь людей в конце девятнадцатого века. При этом революцию принесла даже не само изобретение, а система потребления электроэнергии, которую предложил Эдисон. В качестве тестового испытания, изобретатель оснастил электричеством квартал на Перл-стрит в Манхэттене. Первоначально было зажжено около 400 лам, но уже к концу года это число выросло до 10 тысяч. Клиентами Эдисона стали крупные финансовые компании и редакции газет. Закончилась электрическая эпопея Эдисона триумфальным слиянием с двумя конкурирующими компаниями – Thomson-Houston и Westinghouse. В результате чего была основана знаменитая фирма General Electric.
К 40 годам «Чародея из Менло-Парк», так Эдисона называли в СМИ, не знал разве что ленивый. Помимо фонографа он создал электровоз, аккумуляторную батарею, говорящих кукол и множество других полезных вещей. Лаборатория в Менло-Парке стала первым в истории человечества научным центром. Здесь было всё: от рабочих цехов до библиотек. На Эдисона трудились тысячи сотрудников. Здесь, в Менло-Парке, они работали и жили. Все работали на износ, а когда сил не оставалось, вместо чертежей и деталей на столах появлялись бутерброды, газировка и пиво. Сам Эдисон садился за небольшой орган. Так в «Доме изобретений» начинался всеобщий отдых с песнями и танцами.
Для желающих наняться на работу в лабораторию, Эдисон придумал специальную анкету, где среди обычных вопросов можно было встретить и не стандартные, вроде «Где находится Волга?» Или «Кто такой Плутарх?». Эдисон набирал только талантливых энтузиастов, оригиналов с широким кругозором. Между дипломированным специалистом и дилетантом с хорошим воображением он часто отдавал предпочтение второму, поэтому свой счастливый билет в жизнь имел шанс получить любой талант.
Несмотря на свою славу, капитал, положение и статус, Томас Алва Эдисон был трудоголиком. В возрасте 60 лет он продолжал работать по 16-19 часов в сутки. По его словам, успех его небывалой работоспособности в том, что в его кабинете было нельзя узнать время. Если разделить количество его патентов на продолжительность жизни, то получается, что Эдисон изобретал новые технологии каждые 1,5 месяца.
Внутренние противоречия
Фанатичная преданность работе имела для Эдисона и обратную сторону. На протяжении всей его карьеры и жизни главным противником Томаса-предпринимателя был Томас-изобретатель. Из-за своей необузданной тяги создавать новое он тратил сотни тысяч, и его расходы на поиски нового в половину превышали доход. По словам современников Эдисона, над рабочим столом гения было два гвоздя: один для бумаг с пометками о долгах, другой с записями о доходах. Когда Томас наконец-таки завёл бухгалтера, обнаружилось, что на 3 тысячи прибыли приходилось по 5 тысяч убытка. Эдисон-предприниматель не жалел денег на капризы Эдисона-изобретателя. Порой эти баснословные траты окупали себя, как в случае в электрической лампой, когда на проект по строительству электросети было потрачено около 400 тысяч долларов (половина этой суммы Эдисон заплатил из собственного кармана). Но часто поиски нового влекли за собой большие расходы.
Эдисон-изобретатель иногда за бесценок продавал свои патенты. Так, Western Union пообещала компании Эдисона платить по 150 долларов в неделю за право использовать любые телефонные разработки компании, и Эдисон «дал добро». Ещё при жизни изобретателя Western Union зарабатывала на его работах миллионы прибыли. Близкий друг Эдисона Генри Форд написал в книге «Эдисон, как я его знаю»: «Если бы Томас сохранил права на все свои изобретения, он непременно бы попал в списки богатейших людей Америки XX века».
Впрочем, «бедняком» Эдисона тоже никак не назовёшь. Он владел двумя роскошными усадьбами, а шестеро детей Эдисона получили образование в лучших частных институтах страны и вошли в высшее общество, благодаря имени своего родителя. Изобретения приносили Эдисону хороший доход, даже когда тот полностью отошёл от дел.
Ошибка
Единственной отраслью, где Томас Алва потерпел неудачу, стала индустрия кино. Можно сказать, что гений стал жертвой собственной творческой жадности. В то время фильмы были скорее техническим чудом, нежели искусством, и Эдисон, откладывающий крохи на личные и бытовые нужды, кинул свои миллионы туда, где как ему казалось, ещё есть место для изобретений. Эдисон не выносил существования свободных или чужих секторов на рынке, любыми методами он стремился захватить собой всё, в чём разбирался.
Так, увлёкшись кинематографом, Эдисон создал и запатентовал кинетоскоп. Также он развернул собственное кинопроизводство и кинопрокат. В какой-то мере, дело Эдисона повлияло на будущее возникновение Голливуда. Ошибкой Эдисона было то, что он просчитался, когда думал что возможно запатентовать целую индустрию. В патентных битвах с кино-создателями он вёл себя очень достойно, но, к сожалению, потерпел полное фиаско. Никто не собирался терпеть диктаторство Эдисона, и суд признал его деятельность в области кинематографа монополией. К тому времени все удачные ниши на южном побережье уже были заняты молодыми и перспективными бизнесменами. Это было единственное поражение для великого Эдисона.
Эдисон-великий
Он прожил долгую и успешную жизнь, но талант его не был уничтожен собственной славой. Уже на склоне лет он написал в дневнике: «Пока человек не сможет сделать копию обычной травинки, природа будет смеяться над его скудными знаниями». До своего ухода из жизни, в возрасте 85 лет, Томас Алвер Эдисон обладал непередаваемым задором и любовью к жизни. Когда силы покидали Эдисона, он произнёс: «Если загробная жизнь есть – отлично. Если нет – что ж, тоже неплохо. Я свою жизнь прожил с удовольствием и сделал всё, что способен».
©
Биография Томаса Эдисона
Электрические "войны": казнь слона
Список всех статей